Состояние ума в медитации

beneficios-de-la-meditacion-1200x823рМногие практикующие духовные практики прекрасно знают и понимают одну вещь про состояние ума — на самом деле есть четыре уровня состояния ума. Это концентрация внимания, созерцание, медитация и мышление. В сегодняшней статье мы хотим поговорить именно про состояние ума во время медитации. Наша статья, надеемся, станет полезным «ликбезом» для всех людей, которые заинтересованы темой состояния ума и не-ума во время медитативной практики.

Чтобы более детально раскрыть тему состояния ума и не-ума во время медитации, мы хотим обратиться к книге великого просветленного человека Ошо Раджниша, которая называется «Вигьяна Бхайрава Тантра. Книга Тайн. Том I». В этой статье мы постараемся кратко, но очень емко передать основную суть размышлений великого индийского мудреца про состояние ума и не-ума во время медитации.

«…Созерцание означает направленное мышление…»

Великий Ошо говорил о том, что все люди склоны думать. Но думать – это не значит «созерцать». В чем отличие думанья от созерцания? Когда человек думает, т его мысли нечеткие, ненаправленные и никуда не ведущие. Это свободный, хаотичный поток мыслей. Мышление человека – это совсем не созерцание. Зигмунд Фрейд, великий психоаналитик прошлого столетия, называл это ассоциациями. Одна мысль приводит к другой мысли, при этом, сам человек «направляет» ее без всякого на то векторного направления. По ассоциации сама мысль приводит к мысли другой.

cropped-bgheader02

В этом случае для наглядности Ошо приводил такой пример с собаками. Человек пересекал улицу, когда заметил какую-то бродячую собаку. В ту же секунду, когда человек ее увидел, он стал думать про собак вообще. К мыслям про собак человека, который пересек улицу, привела проходящая мимо собачка. После этого ум стал использовать множество других ассоциаций. Ошо говорил, что человек, будучи ребенком, боялся какой-то конкретной собаки. Сначала в его ум при пересечении улицы пришла собака. Потом в него уже пришли детские воспоминания. Потом человек позабыл про собак. И вот тогда уже просто по ассоциации начался сон наяву о его детстве. Затем детство продолжилось соединяться с другими вещами, и сам человек стал двигаться кругами.

Какой совет любил давать Ошо своим ученикам? Пребывая в состоянии покоя, человек должен попробовать вернуться назад — от той секунды, о которой он сейчас думал, к тому месту, где эта мысль впервые возникла. Нужно постараться возвратиться назад, отследив все свои шаги. Только тогда человек сможет наяву увидеть, что у него была первоначально другая мысль. И именно она привела к последней мысли его. Логически между собой эти мысли никак не связаны: ну как собака на улице может быть связана с детством проходившего по улице человека?

osho_61001

Логической связки тут нет. Все это – придуманные человеческим умом ассоциации.

Если бы человек пересекал улицу, то та же самая пробегающая мимо собачка могла привести его не в воспоминания о детстве, а к воспоминаниям о чем-то еще другом. Другого бы человека она «подтолкнула» бы совершенно к иным воспоминаниям.

У каждого человека в уме своя ассоциативная цепочка. Для каждого человека какое-то событие, случай или происшествие – это «дорожка» к такой ассоциативной цепочке. В этом случае человеческий ум начинает функционировать, словно высокоскоростной, мощный компьютер. В таком случае, одна вещь приводит к другой. Вторая, соответственно, — к третьей. И так далее. И эти мыслительным процессом с ассоциациями можно прозаниматься весь день.

Если записывать на листок бумаги все то (только делать это нужно по отношению к самому себе), что в течение дня приходит в голову, это будет ошеломляюще! Человек даже не представляет, насколько сложно-бурные процессы происходят в его уме и мозгу! Между двумя мыслями нет никакой логической связи. И самое смешное, что весь этот процесс человечество упорно называет «мышлением». На самом деле, это всего-навсего ассоциации одной мысли с другой. И именно они ведут размышляющего, а не он их.

рр

Когда же думанье будет созерцанием? Ошо утверждал, что думанье переходит в разряд созерцания лишь тогда, когда оно происходит не ассоциативно, а по направлению. Когда человек решает какой-то насущно важный вопрос или проблему, то он, как правило, откидывает в сторону все ненужные ему ассоциации. Действует четко и конкретно. Человек удумает только над одной конкретной проблемой, он управляет своим умом, а не тот человеком. Конечно же, ум будет всеми силами «стараться» как-то «убежать» по побочной дорожке. По любому другому маршруту – обратно к ассоциативному ряду. И задача человека здесь предельно четкая и жесткая должна быть. Он должен всеми силами стараться обрезать эти все боковые маршруты. Он должен направлять свой ум только по одному конкретному вектору, по одной конкретной дороге.

О медитации

При стандартном думанье ум может двигаться в произвольном направлении – куда сам того пожелает. Но при созерцании… он может двигаться лишь в одном конкретно заданном направлении. Все другие «пути» для думанья будут для него строго-настрого закрыты. Во время концентрации внимания человеку не позволяется двигаться даже в одном конкретно заданном векторе. Он может сконцентрироваться только лишь на одной  точке.

Meditation-e1453274116973

При медитации не допускается ум, потому что состояние медитации – это состояние не-ума.

При медитации не просто ум, даже концентрация недопустима. Уму не позволяется существовать. Из-за этого медитации никогда не понять умом. Ум еще может осознать концентрацию, но медитативное состояние ему не понять.

Во время медитации, писал Ошо, у человека вообще не должно быть никакого ума! Во время концентрации ум может находиться в одной какой-то точке. При медитации эта точка устраняется. Вершина медитации – это как раз состояние не-ума.

Приходите к нам в в Харьков в клуб медитации и восточных практик «Шактипат» на занятия по медитации. Мы научим вас в Харькове правильно входить в состояние не-ума, когда есть только человек и медитация.

Запись опубликована в рубрике Статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий